tangrusha

Categories:

Реки, часть XVI. Кому Камы?

Моя речная ретроспектива в ЖЖ натолкнула на мысль продолжить реальное знакомство с новыми реками. Начать решила с Камы — мы с ней лишь краешком познакомились давным-давно, в 2003-м году. Самый крупный порт на Каме — это Пермь, от нас туда идет прямой поезд Челябинск — Санкт-Петербург. Всего 10 часов пути — и можно возобновить давнее знакомство.

Готовясь к поездке, я с большой радостью узнала, что в Перми не одна крупная река, а две — практически на краю города в Каму впадает река Чусовая. И это место встречи тоже можно увидеть. Так мы и собирались познакомиться с этой рекой. Но встреча случилась гораздо раньше.

Только-только проехав Первоуральск, в окне поезда я увидела реку.
«Исеть» — подумала я. «Чусовая» — ответил Гугл всемогущий.
Лёня молодец, успел заметить название станции, сразу после которой и появилась река —  Билимбай. Я полезла читать про Чусовую и оказалось, что её исток находится в Челябинской области. Где-то даже написали, что прямо в Челябинске. Не успела я удивиться, как следом прочитала, что по нашей области она протекает всего 20 км и в областном центре никак быть не может.

Мы довольно долго ехали вдоль реки, она иногда уходила в сторону, петляла, потом возвращалась и текла почти параллельно ЖД.

Чусовая — единственная река, которая начинаясь в Азии, пересекает Уральские горы и течет в Европу. То есть вместо того, чтобы течь себе в Сибирь, решила двигаться в другом направлении.

Мы проехали несколько притоков реки. 

Существует несколько версий происхождения названия реки. Самая распространенная и, похоже, наиболее близкая к истине – производное от слова «Чусва». «Чус» на удмуртском языке означает «бойкий», «проворный», а «ва» на коми-пермяцком - «вода». То есть «бойкая вода». Исследователи полагают, что слово «чус», отсутствующее в современном коми-пермяцком языке, было забыто этим народом, но сохранилось в родственном ему удмуртском языке. Русские, придя в эти места, перестроили слово «Чусва» под более привычное себе «Чусовая».

Тем временем лес вдоль нашего пути совершенно переменился. После ярких и светлых березовых рощиц Южного Урала Пермский край встречал нас голыми осинами и могучими елями. Зона лесостепей плавно перешла в зону тайги.

Общая протяженность Чусовой - 592 километра. Большую часть пути река течет по территории Свердловской области (377 км), на долю Пермского края остается 195 км.

На Чусовой стоят около 70 небольших деревень и сел (большинство из них – в нижнем течении). При этом в непосредственной близости от нее лишь четыре города: Полевской, Ревда, Первоуральск и Чусовой.

Вскоре река повернула почти перпендикулярно к нашему пути, а следом наступил вечер. Мы приближались к станции Кунгур, когда перед нами возникла река Сылва. Какие виды предстали перед нами, какие заводи и островки среди реки! Но фотографировать эту красоту не было никакой возможности, дело было уже после 22.00. А через час после Кунгура мы прибыли в Пермь.

Второй целью нашей поездки в Пермь был поход на балет, но про это будет отдельный рассказ. Спектакль был дневной, в 15.00 мы вышли из театра и спустились к Каме. 

Все три дня нашего пребывания в Перми было не просто жарко, а очень жарко. Так что мы лишь немного прошли вдоль реки поверху, оставив прогулку по набережной на более прохладное время.

Вид на Коммунальный мост. Внизу видны рельсы — это дорога соединяет две ЖД станции, Пермь-I и Пермь II. Сейчас движения между этими станциями нет, возможно этими путями пользуются в каких-то особых случаях. 

Набережная Перми разделена на 3 яруса, ведь большая часть города находится на крутом левом берегу Камы.
Наконец-то вечером мы пошли гулять вдоль реки.

Набережная тянется от речного порта до Речного вокзала, это примерно 2 км. Через 2 года Пермь будет отмечать 300-летие города, по этому случаю в городе массово идет реконструкция и благоустройство. В том числе работы ведутся и на набережной.

Спустились на нижнюю часть набережной возле Коммунального моста.

Вдали виднеется ЖД мост, по нему наш поезд, высадив нас в Перми, поехал дальше.

Понравилась надпись на противоположном берегу — «Между нами вода»

Круизные теплоходы свой сезон еще не открыли, а прогулочные пользуются огромным спросом. 

Два километра пролетели незаметно, мы добрались до Речного вокзала и арт-объекта напротив него, который любят и пермяки, и гости города.

Тем временем день завершается, на утро у нас большие планы.

Утро начинаем на том же месте. 

Здесь прогулочная часть набережной заканчивается и начинается промзона, тянущаяся вдоль реки. Уже видны первые корпуса Мотовилихинских заводов.

В конце набережной можно было спуститься к реке. Жара, но вода холодная.

В ожидании электрички погуляли вдоль Камы и успели сходить в краеведческий музей. Вообще-то мы планировали уехать за город с раннего утра, но не тут-то было. Все, кто описывал как добраться в нужное нам место, писал о том, что электрички ходят со станции Пермь II. Но нет, дорогу над Камой действительно закрыли и наша электричка отправлялась с другого вокзала. На раннюю электричку мы уже не успели, поэтому пришлось найти занятие на пару часов. Потом еще 40 минут ехать вдоль той самой промзоны и 3 километра шагать до мыса Стрелка — места встречи Камы и Чусовой.

Направо Кама


Налево Чусовая

А посередине мы ))

Кое-где камни выходят на поверхность. Ветра тут сумасшедшие!

Козьими тропами пробираемся до самого края мыса

Идем со стороны Камы

Вид на Чусовской залив и ЖД мост, по которому мы недавно проехали.

Перед нами открывается Камское море — водохранилище, построенное в середине прошлого века. Из-за этого длина Чусовой уменьшилась, а устье оказалось практически в Камском море.

Невозможно остановиться и не фотографировать


По дамбе проложен только ЖД путь, а для автомобилистов выстроен мост чуть далее.

Электричка возвращает нас в реальность и напоминает, что нам еще в обратную сторону шагать более 3 км. 

Бросаем прощальный взгляд.

Нам очень повезло, что в день нашего похода на Стрелку жара чуть-чуть отступила, вместо +31 было «всего» +27. Так что мы благополучно дошли до станции и вернулись в город. Перед нами Чусовая.

В последний день пребывания в Перми мы решили прокатиться на теплоходе. И он повез нас в ту сторону, где мы накануне проехались на электричке.

Жара вернулась, народ ломанулся к реке. Оборудованных пляжей мы не увидели, но спасатели патрулировали берега.

Вот и заводы пошли. Для промзоны все выглядит просто идеально.

Плыли мы ровно час в одну сторону, но до Камской ГЭС не добрались. Слева от центра еле просматривается здание с башенкой, это как раз КамГЭС.

Повернули в обратную сторону. С правой стороны жилых районов у реки нет, сплошь индивидуальное строительство

Тучки набежали.

И обратно убежали.

Вот такое у нас получилось трехдневное свидание с самым большим притоком Волги и её притоком.
#моиреки  #мостыимостовые 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded